Сегодня:
     
 

Мои поездки по Средней Азии в 1976 и 1978 гг. (Окончание). Ашхабад, Чарджоу

 Фотоальбом "Ашхабад и Чарджоу. 1976"  
     
 

Мой железнодорожный круиз 1976 года по Средней Азии завершался в Туркмении. 
Ашхабад и Чарджоу закрывали череду среднеазиатских городов, которые я объехала на турпоезде «Ленинградец».
Строго говоря, потом была еще одна остановка, самая последняя, в Волгограде, но к Азии это уже не имело отношения.
Итак, Ашхабад.
Мы ехали к нему из Душанбе. 
Поезд пересекал Каракумы, и они повернулись к нам неожиданной стороной.

Из путевых записок
«24.05.1976
Сейчас поезд идет через Каракумы. Льет проливной дождь с грозой.
Пустыня совсем не то, что я ожидала.
Я думала, она - сплошные пески, а на самом деле пески чередуются с зарослями саксаула, тамариска, можжевельника, травы и колючек.

Чтобы защитить железную дорогу от песков, по краям дороги квадратами посажена осока.
Иногда можно увидеть сусликов у норок.
Когда мы стояли на очередном разъезде, то успели нарвать цветущего серебристого саксаула. Он цветет розовыми и желтоватыми шариками, листочков нет. А пустынный можжевельник растет кочкой и цветет розовато-сиреневатыми цветами.» 


Во время наших переездов поезд часто и подолгу останавливался на разъздах. Обычно мы выходили из вагонов, чтобы размяться или позагорать. Если это случалось возле населенных пунктов, то к месту стоянки подтягивалась местная мужская молодежь, рассаживалась неподалеку и смотрела на нас, как на нечто диковинное.

Карта на викимапиа >>

Альбом: Ашхабад и Чарджоу. 1976


Ашхабад

Ашхабад расположен на стыке хребта Копетдаг и пустыни Каракумы. Его основали в 1881 г. русские войска как военное укрепление на месте небольшого поселения. Укрепление обросло зданиями штабов, офицерскими домами, казармами и превратилось в военно-административный центр Закаспийской области. С 1924 года Ашхабад - столица Туркменской ССР, с 1991-го - столица независимой Республики Туркменистан. 
В 1948 году город был полностью разрушен девятибальным землетрясением, после которого отстроен заново.
Не помню, чтобы он произвел на меня какое-то особое впечатление. Скорее наоборот. Его невыразительная типовая жилая застройка, 3-4-х этажные дома, уныло напоминала мне наши хрущевки.
Из административных и культурных зданий внимание привлекала Государственная библиотека Туркменской ССР им. К. Маркса, сейчас это Государственная библиотека им. Махтумкули. Рядом  с ней была установлена скульптурная композиция. Экскурсовод сказала, что ее автор Эрнст Неизвестный, а называется она "Музыка в черном металле", что стены библиотеки не только сниружи, но и внутри украшают его же барельефы. Экскурсовод назвала нам имя автора полушопотом. Кажется, к тому времени он уже эмигрировал.
Сейчас, судя по снимкам в и-нете, Ашхабад изменился до неузнаваемости.

Примечание от 20.03.2015

Когда три года назад я писала эти заметки, то ссылалась на информацию, которую нам давала в 1976 году ашхабадский экскурсовод. Три года назад в и-нете я не смогла найти дополнительной информации ни о библиотечном комплексе, ни о скульптуре на площади. И вот теперь выясняются неизвестные мне раньше подробности.
Оказывается, автор скульптуры перед зданием библиотеки вовсе не Эрнст Неизвестный, а Вадим Космачев, и называется она не "Музыка в черном металле", а "Конструкта". А ведь именно эта скульптура была ключевой точкой моего интереса к Эрнсту Неизвестному.
Композиция "Конструкта" (хотя мне все же больше нравится название "Музыка в черном металле", интересно, кто ее так назвал.) была изготовлена в 1975 году. Тогда, Вадима Космачева пригласил в Ашхабад Абдулла Рамазанович Ахмедов. В то время он был главным архитектором Ашхабада и строил комплекс библиотеки им. К. Маркса. В этом проекте участвовали как Эрнст Неизвестный, так и скульпторы Лемпорт и Сидур. Но к скульптуре "Конструкта" они не имели отношения. В 1976 году главный архитектор А.Р. Ахмедов получил за создание комплекса библиотеки Государственную премию СССР.
В качестве рабочих Вадиму Космачеву дали заключенных из колонии строгого режима, находившейся неподалеку. Они резали и сваривали металл, делали монтаж, переводили модель по шаблонам в оригинал. Скульптору часто приходилось бывать в зоне. Его воспоминания можно прочитать в архиве "Радио Свобода".(http://archive.svoboda.org/programs/OTB/1998/OBP.09.asp).
А еще интересные фотографии по теме библиотеки, ее оформления и скульптуры можно посмотреть в публикации http://ashkhabadka.livejournal.com/12348.html и в комментариях к ней.

Из путевых записок
«25.05.1976
Наш 1-ый день в Ашхабаде.
Экскурсия по городу и на ковровую фабрику. Потом поехали купаться на озеро.»




Скульптура Вадима Космачева "Конструкта".  Слева здание библиотеки. Первоначально - Государственная библиотека Туркменской ССР им. К. Маркса, в последствии Государственная библиотека им. Махтумкули. 




На площади Карла Маркса.



Памятник туркменскому поэту Махтумкули. Скульптор В. В. Попов (1971).


На Ашхабадской ковровой фабрике.




Из путевых записок
«26.05.1976
2-ой день в Ашхабаде.
Сегодня подъем был в 4.00.
В 6.00 мы поехали к северным предгорьям Копетдага на Бахарденское подземное озеро. 
Оно расположено в пещере на глубине 60 метров. Вода чистая прозрачная, содержит 27 элементов таблицы Менделеева. Его размеры 80х30х18 м. Температура воды летом 37 градусов, а зимой- 33. Дно постоянно меняется. Вода в нем целебная,  лечит кожные заболевания.
После этого экскурсия в музей изобразительных искусств. Там экспонируется ковер-гигант, 14,7х18 м. Общее число узелков 17000000. Вес 856 кг.»


Северные предгорья Копетдага. На горе Дурун, рядом с Бахарденской пещерой.


Чарджоу

Чарджоу (ныне Туркменабад) расположен на левом берегу Аму-Дарьи между пустынями Кызылкумы и Каракумы.
Он второй по численности населения в Туркмении.
Прежде он назывался  Амуль, потом Чарджуй, затем Ленинск,  в 1976 году - Чарджоу, после 1992 года - Чарджев, ну и наконец, с 1999 года Туркменабад. Название Чарджоу, или в прежние годы Чарджуй, впервые  упоминается в 16 веке. Считается, что оно идет от «Чахар-Джуй», что  значит «четыре потока», «четыре русла».
Город вытянулся вдоль реки, хочется сказать: прильнул к ней. Летом здесь очень жарко. Зафиксирован абсолютный максимум - 50 градусов в тени.
Основная достопримечательность - железнодорожный мост через Аму-Дарью, что не удивительно. Это место всегда было транспортным узлом и переправой через своенравную реку.
Чарджоу возник в 3 веке до нашей эры благодаря «шелковому пути»  из Китая  в Средиземноморье, как один из важных его пунктов. В те времена он  именовался  Амуль. Его название встречается и в описаниях военных походов Тимура, именуясь «переправа у Амуля».
Как важный транспортный узел и переправа, Чарджуй продолжал использоваться и после присоединения Средней Азии к России во второй половине XIX века. В 80-х годах 19-го века началось строительство Закаспийской железной дороги от Каспия до Чарджоу. Тогда же развернулось строительство железнодорожного моста через Аму-Дарью. Сначала в Чарджуе поставили временный деревянный мост, а в 1901 году постоянный металлический.  Тогда по своей протяженности он занимал первое место в российской империи и третье - в мире. 

Фотография Чарджуйского моста, сделанная Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в начале 20-го века.


Фрагмент снимка.


Аму-Дарья широкая и непредсказуемая река.  В 5-ом веке до нашей эры она  упоминается под названиями Окс, как одна из крупнейших рек мира. Восточные географы именовали ее Джейхун,  «дикая», «неистовая». Считается, что современное название она получила от города Амуль. В узбекском, туркменском и таджикском языках «дарья»  - «большая река», а что значит «амуль — аму» неизвестно.
Фарватер Аму-Дарьи изменчив. Каждый день бакенщикам необходимо промерять дно. Трудно предсказать, как будет вести себя река,  где намоет мели. На Аму-Дарье бывают паводки в апреле - мае, когда тают снега низкогорий и идут дожди, и также - в июне - июле, когда тают снег и лед в высокогорье. В это время река выходит из  берегов.  Мели на Аму-Дарье мягкие, из мелкого песка и ила. Вода мутная.

Из путевых записок
«28.05.1976
Вчера мы целый день провели в Чарджоу.
Для начала нас провезли по городу, неинтересному, 
напрочь лишенному достопримечательностей.
Потом была экскурсия в Каракумы. Какое там пекло! Выходишь из автобуса, моментально охватывает жар. Адская печка. 
Пустыня вовсе не пустыня, она  в зарослях саксаула, акации, других растений. Из живности встретилась узкая небольшая змейка, ну и еще, там и сям сновали варанчики.
В завершение нам устроили небольшую прогулку по Аму-Дарье на теплоходике.
Вода в реке неспокойная, мутная, бежево-коричневая. Берега скучные без растительности. Глина, песок.
Потом  загорали на берегу.» 


В Каракумах.






На Каракумском канале.




На теплоходе по Аму-Дарье. Вдали Чарджоуский (Чарджуйский) железнодорожный мост.






Ашхабад и Чарджоу. 1976

Татьяна Шеломова. 31 января 2012 года.

 
   
     
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail