Сегодня:
     
 

ФИНЛЯНДИЯ. АВГУСТ 2002

     
     
 

В рамках обмена государственными и муниципальными служащими Совета Министров Северных стран мне выпала удача побывать в Финляндии и Дании.
Сейчас поездка в Финляндию – совсем рядовое событие. Для меня же в 2002 году это был первый вояж за границу.
Чтобы поездка состоялась, потребовалась очень длительная подготовка в несколько месяцев. Поиск партнеров, переписка, согласование сроков, графика и программы, изучение сайтов, чтение литературы о Финляндии, Дании и о городах, которые хотелось бы посетить. Порой казалось, что все усилия напрасны, и этому никогда не бывать. Но нет, все как-то устроилось и удалось.
В программу удалось включить посещение трех финских городов: Лахти (принимающий город), Ванта и Хельсинки. О них и пойдет речь.
Публикую короткий рассказ о своих впечатлениях и дополняю его моими фотографиями. За каждой графической ссылкой скрывается целая серия снимков.

ЛАХТИ

Лахти, по российским меркам, городок небольшой. Но для Финляндии 98 тысяч жителей не мало.

Расположен на берегу озера Весиярви в 100 км от Хельсинки.

Я специально запланировала свой приезд на пораньше, чтобы до начала официальных мероприятий было время осмотреть город. По началу я кружила по центральным улицам, не отходя далеко от гостиницы. Суровая мрачная архитектура, трудно запоминаемые названия на финском. Все улицы и дома на одно лицо. Я ориентировалась с трудом и боялась заблудиться. Постепенно, осмотревшись, я начала делать прогулки на дальние расстояния.

Вторая половина августа. Душно. Уличные кафе до отказа заполнены.

На набережной озера Весиярви полно отдыхающих. В основном они сосредоточились в кафе и возле игровых площадок, где играют в некую игру, катая тяжелые металлические шары, которыми пытаются попасть в небольшой цветной шарик, установленный на расстоянии в несколько метров. На широком озере - ни яхт, ни скутеров. В порту - лес мачт. На озере - пусто, только вдали - виднеется три паруса. В воде полно рыбы, прямо кишит. Любителей половить рыбу на всю набережную двое - мужчина и женщина. За все время, пока я наблюдала за ними, они не вытащили ни одной рыбешки.

Здесь же на набережной расположен концертный зал, названный в честь Сибелиуса , который никогда не жил в Лахти, но где-то неподалеку, находилась его дача. Концертный зал - стеклянный прямоугольный параллелепипед, заполненный деревянной конструкцией и встроенный в старое фабричное здание. Главные архитекторы проекта Киммо Линтула и Ханну Тикка. Отличный современный зал, как говорят, с хорошей акустикой. На концерте побывать не удалось. Концертный сезон был закрыт. А жаль, я бы обязательно сходила.

Недалеко от набережной в парке на пруду находится светомузыкальный фонтан. В буклете, выпущенном в Лахти, этот фонтан заявлен, как самый большой в Скандинавии. Его запускают два раза в сутки - днем и вечером. Днем - без подсветки. Я с удовольствием посидела на одном из дневных сеансов.

Здесь же неподалеку, в парке на горе Кариниеме, под которой расположены очистные сооружения, установлены 12 скульптур Олави Лану – его дар городу. Их формы и поверхность нарочито грубоваты и примитивны. По просьбе автора они не очищаются от постепенно нарастающего на них мха. По его замыслу, скульптуры со временем должны слиться с окружающей их природой и стать ее частью. Парк, в котором они установлены, представляет собой абсолютно неживописный лиственный лес, поросший ольхой, осиной, кленом, кустарником. В нем чисто, как впрочем, во всех парках и скверах.

Лахти не просто очень гордится, а очень гордится своей питьевой водой. Под городом находится громадный подземный резервуар воды. Запасы его очень велики. Воду в городе можно пить из-под крана. Она хорошего качества, прошла соответствующую обработку на станции и подводится к потребителям по чистым магистралям, которые периодически обновляются.

Общеизвестно как бережно скандинавы относятся к окружающей среде. Культ природы у финнов вызывает уважение. Их забота о своей земле особенно бросается в глаза на фоне нашего полного пренебрежения к своей.

Большое впечатление на меня произвела экологическая экскурсия на остров Энонсаари, в которой нам предложили участвовать. Такие экскурсии организует центр Неополи для жителей Лахти и для желающих присоединиться. Я согласилась с интересом.

На остров нас доставило старенькое ухоженное суденышко. Экскурсантов набилось столько, что я побаивалась, как бы оно ни развалилось по дороге и ни затонуло.

Я достаточно путешествовала по Союзу. Среди разных достопримечательностей были и памятники природы. И у нас, если уж на объект природы организуется экскурсия, то он, конечно, должен производить впечатление, иначе никто не поедет.

От этой поездки на островок я, конечно, не ждала ничего особенного, просто хотела отдохнуть, посмотреть, что такое экологическая экскурсия и полюбоваться финскими пейзажами. Я ожидала увидеть что-нибудь живописное, в духе Карельского перешейка, куда мы выезжаем на выходные. Живописное - это непременно. И что же? Нас два часа водили по мрачноватому еловому лесу, поросшему папоротником, по тропе, заваленной валежником. Экскурсию проводил бывший учитель биологии ныне пенсионер. Делал он это бесплатно. Никаких красот. Обычный невзрачный лес и подробный рассказ о его происхождении, о происхождении острова, о местной растительности и о животном мире.

Во время этой прогулки на меня большое впечатление произвели три вещи: чистота на берегу и в лесу (никакого обычного для нас туристического мусора), полное отсутствие комаров и внимание, с которым финны слушали экскурсовода. Я смотрела на них и думала, что патриотизм в широком смысле начинается с патриотизма узкого, максимально приближенного к месту, где ты живешь. И совсем не так важно красиво это место или нет.

Программа нашего визита была интересной, насыщенной, и организована великолепно.

Из запланированных мероприятий мне запомнилось посещение центра по вторичному использованию всевозможных бытовых вещей под названием Патина. Интересное учреждение решает эту задачу комплексно. Здесь есть комиссионный магазин, куда жители могут принести для продажи старые неповрежденные вещи, пригодные для повторного использования. У нас тоже такое бывает.

Если же вещь износилась, но еще пригодна к употреблению, то она подновляется или ей находят другое применение. В частности, потертая старая мебель заново обивается и продается. Ремонтируются вещи, принесенные клиентами. В этом тоже - ничего необычного.

Но, что меня удивило так это швейный центр, в котором из старья делают ковры и художественная мастерская при центре, которая делает из бесполезных старых вещей поделки и открывает в них новые возможности для дальнейшего использования. У нас в Петербурге я такого сервиса не встречала.

Посмотрите несколько снимков, которые я сделала в центре.

Хороший вид на город и его окрестности открывается с обзорной площадки 116-метрового лыжного трамплина. Правда, смотровые площадки есть и в других местах, но из тех, где была я, эта самая лучшая. Впрочем, читатель может сравнить. Я сделала несколько снимков с горы Радиомяки и с трамплина.

В Лахти много зелени. В парках проложены прогулочные маршруты с указателями и справочными стендами, правда, на финском языке. Иногда попадаются надписи на английском. Встречаются симпатичные кормушки для птиц.

По всему городу разбросаны отдельные скульптуры и скульптурные композиции. Конечно же, среди них есть памятник Маннергейму (как есть и улица его имени). Памятник, по-видимому, является копией памятника в Хельсинки. Во всяком случае, они похожи, как две капли воды. Много и оригинальной скульптуры. В качестве материала используются старые засохшие деревья, камень, металл, бетон. Мне абсолютно чужда финская эстетика. Как нарочито грубая пластика с округлыми тяжелыми формами, так и остроугольные, иногда причудливые, фантастические и мрачные композиции вызывают отторжение.

Некоторое представление о характере скульптуры можно составить, просмотрев несколько снимков, сделанных мною во время прогулки по городу.

Посмотреть фотоальбом "Лахти" полностью 

ВАНТА

Как я уже упомянула, в программу поездки входило посещение Ванты. Это четвертый по количеству жителей город в Финляндии - около 182 тыс. Статус города получил в 1974 году.

Ванта расположена недалеко от Хельсинки. Здесь находится большой аэропорт Хельсинки-Ванта с высокой интенсивностью воздушного движения. Близость аэропорта несомненно является отрицательным экологическим фактором, однако она же способствует развитию деловой активности и приводит к росту городского, как жилого, так и бизнес строительства, которое стараются вести с учетом минимизации вредного влияния, как на здоровье жителей, так и на природную среду. В частности, городской муниципалитет, провел специальное исследование шума, создаваемого аэропортом Хельсинки-Ванта. По результатам этого исследования была получена диаграмма рапространения шума и на ее основании разработана карта с указанием зон, в которых нельзя вести жилое строительство.

Осмотр бизнес центров и комплексов мог бы быть отдельной очень интересной и впечатляющей экскурсией. Но, увы, увидела я их только мельком из окна микроавтобуса.

Сама деловая встреча, ради которой мы и приехали в Ванту, проходила в экологическом бизнес центре Лейя (по-моему, в переводе это означает «дракон»). Комфортабельное сооружение нового поколения является примером постройки, в которой постарались сочетать комфорт обитателей с минимальным нанесением вреда окружающей среде.

Из-за ограниченного времени город удалось увидеть только из окна микроавтобуса во время деловой экскурсии в район, где городские власти занимаются очисткой почв, загрязненных при промышленном использовании. В этом направлении в городе ведется постоянная работа с начала 90-х годов.

Немного времени удалось выкроить на короткую остановку у церкви Святого Лаури (или Лоренса - по-английски и Лаврентия - по-русски). Святой Лаврентий был популярен у наших северных соседей с XI века. В Финляндии 13 церквей, возведенных в средневековые времена, были посвящены только ему. Церковь в Ванте была построена в 1494 году. В 1894 году церковь была восстановлена и перестроена после пожара 1893 года.

Последняя реставрация была в 1974 году. В церкви был установлен новый орган, но сохранен фасад его старого предшественника.

В наши дни она является главной церковью двух приходов: финского - Тиккурила и шведского - Ванта. Это одно из наиболее популярных мест для бракосочетаний. При церкви находится кладбище, на котором есть, как совсем старые захоронения, так и могилы воинов, павших во время советско-финской войны. Естественно кладбище ухожено и все могилы в хорошем состоянии.

И еще об одном интересном и очень приятном впечатлении, которое у меня было в Ванте. Здесь нам показали деревенскую экологическую школу. Обыкновенный, но уютный деревянный дом с круглой печкой и чисто вымытыми полами. Нам разрешили войти в обуви, но я чувствовала себя неловко, потому что сам учитель ходил по помещению школы в носках. Этот очень молодой человек с увлечением рассказывал о своей работе. Сюда приходят ребятишки разного возраста, в том числе и очень маленькие. Занятия с малышами проходят в игровой форме и, конечно не только в помещении, но и на природе. Дети много рисуют, и на стенах класса представлены лучшие рисунки, сделанные учениками. Посмотрите несколько снимков, сделанных на память об этом посещении.

Посмотреть фотоальбом "Ванта" полностью 

ХЕЛЬСИНКИ

Я смогла запланировать посещение Хельсинки только на обратном пути домой, уже после Дании, и, к сожалению, на его осмотр у меня было очень мало времени – около суток. Я успела немного: обзорная экскурсия по городу и «обзорная экскурсия» по одному из больших торговых комплексов.

Из экскурсий по городу я выбрала Open Top Tours - экскурсия на двухъярусном автобусе с открытым верхом. Экскурсии проводятся на восьми языках, в том числе и на русском. Одеваешь индивидуальные наушники - и все понятно. (Хочется отметить приятное, в этом отношении, отличие от Копенгагена, там на таком же туре русскоязычный канал не работал, хотя и был заявлен.) По маршруту - одиннадцать остановок. Можешь выйти на любой, погулять, а затем продолжить экскурсию на следующем автобусе, - билет действителен весь день. В хорошую погоду очень приятно. А погода была великолепная: теплый солнечный день в первых числах сентября.

Сенатская площадь с Кафедральным собором и памятником Александру II, парк Еспланади, дворец Президента республики, Рыночная площадь, здание Парламента, памятник Маннергейму, памятник Сибелиусу, паромные терминалы, - краткий перечень достопримечательностей

Такая экскурсия позволяет составить некоторое общее визуальное впечатление от города, но ее совершенно не достаточно, чтобы почувствовать город. Для этого по нему нужно ходить пешком и не один день.

И еще. Во время экскурсии мне запомнились два момента.

Первый - это, когда аудиогид обращает внимание на места для мытья ковров, оборудованные на берегу залива. Для нас такая забота о горожанах весьма необычна.

И второй момент - это сообщение гида, что тротуары в Хельсинки зимой нескользкие, потому что под ними проложены трубы тепловых сетей. Это сообщение вызвало во мне сложные чувства, я думаю, понятные любому российскому жителю.

В Хельсинки чудесные трамваи - чистые и удобные. Это особенно остро чувствуешь, когда сравниваешь их с несчастными петербургскими, которые наши «отцы города» приняли решение и вовсе ликвидировать. Слишком много хлопот: никакой прибыли, одни расходы и на машинах ездить мешают.

Общественный транспорт, как в Финляндии, так и в Дании великолепен и это отдельная тема для большого рассказа.

Если говорить об индивидуальном транспорте, то роскошных машин я там, практически, не видела. Добротные автомобили среднего класса. Очень популярны велосипеды.

А мерседесы, в Дании, например, используются в качестве такси.

Одеваются в Финляндии скромно и функционально. Я не видела на улицах шикарно разодетых людей.

Жители Хельсинки чрезвычайно дружелюбны и приветливы. И не просто приветливы, а заботливы и отзывчивы. Вот два примера.

Я прилетела в Хельсинки одна. Пайви, которая обещала меня встретить в аэропорту, по какой-то причине обещание не сдержала. Города не знаю. Мне заказана гостиница Сокос в Пасиле. Где это? Ни малейшего представления. На такси денег нет. Мой английский не позволяет непринужденно общаться, да и не все в Финляндии его знают. Это миф, что в Финляндии все говорят по-английски. Далеко не все.

Итак, я села в рейсовый автобус и обратилась к водителю. Он растолковал мне, где я должна сделать пересадку, на какой трамвай, разъяснил, что билет, который я приобрела у него в автобусе, действителен и на поездку в трамвае, позаботился, чтобы я вышла на нужной остановке, и не тронул с места автобус, пока ни удостоверился, что я пошла в правильном направлении. Он высунулся из кабины и все показывал жестами, куда мне идти.

Второй эпизод произошел, когда я заблудилась в Хельсинки, разыскивая стоянку экскурсионного автобуса. Я обратилась к проходившей мимо пожилой даме. Оказалось, что она не говорит по-английски. Но она не отмахнулась и не прошла мимо, а нашла среди прохожих супружеской пару, которая говорит на английском, и передала меня им по эстафете. Эта пара потратила на меня, наверное, не менее получаса, думаю, что и больше. Они не просто привели меня на нужную улицу, а прошли со мной по двум туристическим бюро и не успокоились, пока ни нашли стоянку автобуса и ни подвели меня к его дверям.

Я, вообще, не слышала в Финляндии ни одного нелюбезного, я уж не говорю грубого, слова до момента посадки в наш фирменный поезд «Репин». Я имела неосторожность садится в эту «визитную карточку российской железной дороги в Финляндии» не на Центральном вокзале в Хельсинки, а в Пасиле.

Пасила это один из районов Хельсинки, недалеко от центра. Здесь находится хороший современный вокзал, где делают остановку, все поезда и электрички, идущие с Центрального вокзала.

Когда наш фирменный «Репин» прибыл в Пасилу, двери и окна 4-го вагона, в который мне посчастливилось приобрести билет, были наглухо закрыты. Тогда я начала отчаянно умолять проводника, появившегося в двери соседнего вагона, впустить меня. Однако он остался глух к моим призывам, но все же, слава богу, помог дозваться до своего коллеги. Замечу, что стоянка поезда одна или две минуты. После того, как заветная дверь 4-го вагона все же отворилась, и я с тяжелым чемоданом с трудом вскарабкалась на высокие ступеньки, проводник грудью встал в тамбуре на защиту прохода в коридор с требованием немедленно предъявить ему мой билет. Спасибо, хоть впустил в вагон, потому что поезд уже тронулся. И пока я, побросав пожитки, доставала и предъявляла билет, он тем временем грубо выговаривал мне, что нечего садиться здесь, в Пасиле, т.е. там, где удобно мне, а нужно в центре, т.е. там, где удобнее ему, его величеству Проводнику Российской железнодорожной дороги. Я сразу почувствовала себя дома, на благословенной родной земле, хотя вагон был забит иностранцами, и русских пассажиров было всего несколько человек.

Теперь снова о Хельсинки. Большое впечатление на меня в Хельсинки произвели крупные универмаги и скорее не обилием и качеством товаров, а самой структурой и организацией торговли. Это то, на что стоит посмотреть. Громадные многоуровневые торговые комплексы, в которых можно провести целый день и не заметить, как проходит время. С непривычки в них легко потеряться. Более подробно я смогла осмотреть только один Сокос. В нем мне показалось легче ориентироваться. На Стокманн времени уже не хватило.

Посмотреть фотоальбом "Хельсинки" полностью 

ПРИНИМАВШИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

С благодарностью хочется рассказать о принимавших нас организациях.
Наша поездка состоялась, благодаря технологическому центру Неополи и экологической организации Зеленая сеть Финляндии.
Неополи был образован в 1991 году муниципалитетами нескольких городов, Университетом Хельсинки, Хельсинкским Технологическим Университетом и целым рядом других организаций. Он является многопрофильным центром в области защиты окружающей среды и работает в тесном сотрудничестве с муниципалитетом Лахти, имеет ряд проектов с органами местного самоуправления Северо-Западного региона России. Центр Неополи расположен на окраине Лахти в двухэтажном административном здании.
Я размещаю здесь несколько фотографий, которые я сделала во время посещения центра.
О его деятельности и партнерах можно узнать на сайте http://www.neopoli.fi/.
Зеленая сеть Финляндии образовалась в 2000 году, как экологический сетевой проект Технологического института Эспоо-Ванта в провинции Уусимаа. Это сетевая организация, состоящая из экологических предприятий и организаций общественного сектора. Ее целью является продвижение экологических разработок и технологий для расширения деловых возможностей своих членов, а также сопровождение национальных и международных проектов в области экологии. Ее сайт находится по адресу http://www.greennetfinland.fi/. Сама организация располагается в Ванте в экологическом бизнес центре Лейя, упомянутом уже мною ранее в разделе "Ванта".
Наше пребывание было хорошо организовано, а финские коллеги очень любезны и гостеприимны. Большое им за это спасибо. Особая благодарность и признательность госпоже Пайви Саарниа и господину Рейме Кауханену.
На этой ноте признательности я закончу свой рассказ. В нем я старалась избегать обобщений и выводов, хотя иногда все-таки делала замечания общего характера. Просто некоторые вещи были настолько очевидны, что для того, чтобы их заметить достаточно и такой короткой шестидневной поездки.

Спасибо тем, кто прочел мои заметки и посмотрел фотографии.

Т. М. Шеломова

 
   
 
Фотоальбом "Лахти" Фотоальбом "Ванта" Фотоальбом "Хельсинки"
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
В Копенгагене.
 
 
   
 
home e-mail