Сегодня:
     
 

Музыка для меня: «Лютневая музыка XVI-XVII веков»

     
     
 

От виниловой эпохи у меня осталась большая коробка старых пластинок и громадный музыкальный стерео центр Вега, у которого громкость регулируется скачками с хрипом и треском. Любимые пластинки естественно самые заезженные. Некоторые из них пережили еще древнюю радиолу и моно проигрыватель Аккорд.
Целиком восстановить фонотеку не получается. Розыск переизданий особо любимого и значимого проходит с переменным успехом. Старые вещи забываются и не переиздаются. Но не все так плохо, иногда везет.
Некоторое время назад я, нашла оцифровку пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Пластинка записана в 1972-ом году на фирме «Мелодия». Она была весьма популярна и выдержала несколько переизданий.



Когда я рыскала по сети в поисках mp3-формата, то была приятно удивлена, что мой интерес к пластинке до сих пор разделяет целая толпа народу.
Но самой удивительной для меня находкой оказалась новая версия ее авторства, получившая в сети широкое распространение. Согласно ей, записанные на пластинке произведения, названные в сопроводительной аннотации, размещенной на ее конверте, старинными и приписанные разным средневековым авторам, на самом деле были сочинены одним человеком, Владимиром Федоровичем Вавиловым, гитаристом, лютнистом, композитором, который готовил этот диск к записи и исполнял партию лютни. Кстати, аннотация на конверте подписана его именем.
Из всех мелодий исключением считают только старую английскую песню «Зеленые рукава». И на том спасибо.
Такая вот версия. Она принадлежит Гейзелю Зеэву. Как она возникла и почему?
Объясняю. Среди десяти композиций, записанных на пластинке, есть «Канцона», приписанная Франческо да Милано. Ее мелодия использована в песне «Город золотой», исполняемой Борисом Гребенщиковым. Не могу утерпеть и не заметить, что меня всегда очень раздражало и его исполнение и мнимое авторство, которое ему приписывали. Сам он, впрочем, на него не претендовал. Не люблю БГ, но признаю, что именно благодаря ему, песня стала широко известна, и у народа стал возникать законный вопрос, если не БГ, то кто же ее сочинил.
Поиском ответа и задался Гейзель Зеэв. Он провел свое расследование и в 2005 году опубликовал его результаты на Центральном израильском бардовском портале. Статья довольно большая. Ее можно прочесть по ссылке: http://www.israbard.net/israbard/pressview.php?press_id=1049809438. Есть копия и в ЖЖ: http://bujhm.livejournal.com/163920.html.
В части авторства слов, все очень просто и ясно – Анри Волохонский. Но признаюсь, мне это все равно. Текст мне никогда не нравился и никогда не интересовал. Другое дело музыка.
Из его, Гейзеля Зеэва, заключений следует, что Франческо да Милано не может быть автором Канцоны, и он лихо приписывает авторство Вавилову. Возможно, он  прав. Но прямых «вещественных» доказательств авторства Вавилова, все-таки нет, есть только устные свидетельства дочери и его знакомых, что, да он занимался мистификацией, что, да по-другому его произведения не могли быть обнародованы.
Конечно, отсутствие доказательства не является доказательством отсутствия.
Но прежде, чем согласиться и принять версию вавиловского авторства, хотелось бы узнать мнение профессиональных музыковедов- исследователей. Что в этих композициях вавиловское, а что старинное? И есть ли оно? Все-таки жаль расставаться с иллюзиями.
Гейзель Зеэв ставил целью своих изысканий  установить авторство Канцоны, остальные композиции пошли у него за компанию.
Для меня же «Канцона» – не главная, а только одна из нескольких любимых. Она, кстати, объединена с «Танцем» в одну общую композицию, которая называется «Канцона и танец».
Есть еще красивые  «Павана и гальярда», написанные Винченцо Галилеем или приписанные ему. Пронзительные «Ричеркар» и «Чакона».
Мелодичная «Спандольетта» и, конечно, «Зеленые рукава и гальярда».
Ссылки на них я и даю.
Итак, приятного прослушивания!



P.S.
PDF-файл с аннотацией Вавилова, который я сделала с оборотной стороны конверта, можно посмотреть - здесь.

Татьяна Шеломова. 16 февраля 2010 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail