Сегодня:
     
 

Выставка "150 лет основания Императорской археологической комиссии". Декабрь 2009

 
     
 

В Эрмитаже прошла небольшая выставка, посвященная 150-летию основания Императорской археологической комиссии. Всего 13 экспонатов, но зато каких. Костромского оленя, гребень из кургана Солоха и еще несколько золотых предметов, которые обычно находятся в Особой кладовой Эрмитажа можно было увидеть «запросто» на втором этаже.
Собственно сама я на выставку заглянула, только потому, что, проходя в отдел западноевропейского искусства, в распахнутые двери Аванзала увидела Костромского оленя и пошла посмотреть, что происходит, и ради чего он здесь. Оказалось, что происходит юбилей Императорской археологической комиссии, благодаря кипучей деятельности немногочисленных членов которой в Эрмитаже находится множество бесценных сокровищ.
В шести витринах экспонировалось, как я уже сказала, 13 предметов. Но каждый из них является своего рода визитной карточкой, определенной коллекции произведений, древнего искусства в составе которой он поступил в собрание Императорского Эрмитажа. Подавляющее большинство предметов найдено при археологических раскопках разных курганов. Эти находки, очень известны и стали символами Эрмитажной коллекции древнего искусства.
Несколько слов об Археологической комиссии.
Она занималась «разысканием предметов древности, относящихся к отечественной истории и жизни народов». Проект Положения об Императорской Археологической комиссии был утвержден 2 февраля 1859 года Александром II.
Собственные раскопки Комиссии начались сразу же после ее учреждения в 1859 году в окрестностях Керчи, на Таманском полуострове и в Приднепровье.
В следующие десятилетия ее члены работали в Кубанской области, на Дону, в Сибири, Средней Азии, северных губерниях России, а материалы раскопок поступали в местные музеи, но лучшие и наиболее интересные коллекции пополняли собрание Императорского Эрмитажа.
А теперь об экспонатах.

Золотая пластина-накладка в виде лежащего оленя.

Датируется концом VII века до н.э. Найдена в Прикубанье в Костромском кургане.

Одно из самых известных произведений скифского искусства. Является символом Эрмитажной коллекции скифского золота. Трудно найти более публикуемую вещь скифского искусства. Вот и я тоже приобщилась, внесла свою лепту.
В разное время образ оленя трактовался по-разному, некоторые исследователи считают, что эта бляха могла служить украшением щита или горита. У меня такая версия вызывает недоверие из-за позы, в которой изображен олень. Она скорее напоминает позу жертвенного животного, что вряд ли уместно для украшения боевых доспехов. Впрочем я не специалист.



Скифская пластина из золота с изображением двух сражающихся воинов, пешего и конного.

V век до н.э. Приднепровье.
Найдена при раскопках Геремесова кургана в 10 км от правого берега Днепра возле села Геремесов хутор. Поступила в Эрмитаж в 1859 году.





Золотая скульптурная фигурка быка. 

Середина IV тысячелетия до нашей эры.Прикубанье. Майкопский курган (Ошад).
Поступила в Эрмитаж в 1901 году. Раскопки 1897 года.

Майкопский курган, адыгское название Ошад, - один из самых выдающихся памятников археологии Евразии эпохи ранней бронзы. Он дал название Майкопской археологической культуре. Курган находился в северо-восточной части Майкопа, на перекрестке улиц Курганной и Подгорной (в настоящее время там установлена мемориальная доска).
В захоронении было найдено множество золотых украшений: колец, золотых бляшек, изображавшими зверей (львов, бычков), золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы, золотых серег, две узкие золотые диадемы. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигурки быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Некоторые исследователей считают, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Другие склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты.
Один из этих бычков и представлен на выставке.



Серебряный сосуд с «пейзажем».

Середина IV тысячелетия до нашей эры. Прикубанье. Майкопский курган (Ошад). Поступил в Эрмитаж в 1901 году. Раскопки 1897 года.

В Майкопском кургане кроме многочисленных украшений, выемка которых продолжалась в течение трех дней, были найдены два десятка сосудов из золота и серебра. Среди них выделяется этот сосуд с чеканным изображением животных и пейзажа. Исследователи сходятся на том, что горы, изображенные на горлышке сосуда, это участок Кавказского хребта, но расходятся в своих определениях какой именно.



Серебряное блюдо "Царь на тахте в окружении слуг и музыкантов".

Сасанидский Иран. Начало VIII века. Поступило в Эрмитаж из Пермской губернии в 1913 году через Археологическую комиссию.

Это блюдо относится к всемирно известной Эрмитажной коллекции восточного серебра эпохи древности и раннего средневековья. Обычно такие вещи в Приуралье, на Украине и в Поволжье были случайными находками жителей. Как блюдо попало на территорию Приуралья не известно.



Амфора, украшенная рельефным орнаментом. III век до н.э. 

Поступила в Эрмитаж в 1901 году.

Она была найдена разбитой на мелкие кусочки в разграбленном склепе. Фрагменты склеили и дополнили гипсом.
Это сосуд из некрополя Ольвии, одной из крупнейших, греческих колоний, на территории Северного Причерноморья — Ольвия («счастливая» в переводе с древнегреческого языка) была основана в первой половине VI века на правом берегу Бугского лимана недалеко от современного Николаева.



Диадема с геракловым узлом из золота, граната-альмандина и стекла. 

Датируется II веком до н.э.

Найдена на Таманском полуострове в Артюховском кургане, располагавшемся недалеко от боспорского города Кепы.
В Эрмитаж поступила в 1879 году.
Наголовное украшение сделано в форме древнего амулета - узла, которым Геракл завязывал львиную шкуру на груди. В центре Эрот в когтях у орла.



Золотое ожерелье третьей четверти IV века до н.э.

Найдено на Таманском полуострове в кургане Большая Близница. В Эрмитаж поступило в 1864 году.

Большая Близница, один из крупнейших курганов Таманского полуострова, расположенный к югу от большой греческой колонии Фанагории, входившей в состав Боспорского царства.





Золотой гребень с изображением батальной сцены.

Датируется 430-390 гг. до н.э.
Из кургана Солоха, который располагался на левом берегу Нижнего Днепра недалеко от села Большая Знаменка. Поступил в Эрмитаж в 1913 году.

Изображение гребня, также как и изображение костромского оленя, наверное, вошло почти во все учебники по древней истории.
«За почти столетнюю историю изучения солохского гребня было преложено несколько версий, истолковывающих смысл его изображения... Факт находки гребня в гробнице кургана Солоха, предположительно принадлежавшей скифскому царю Октамасаду, подсказал еще один вариант возможной дешифровки его изображений - как изобразительной версии династического конфликта между тремя братьями, сыновьями скифского царя Ариапифа, описанного Геродотом. "Октамасад", центральная фигура, и "Орик", пеший воин с небольшой бородой, против "Скила" - воина во "фракийском" шлеме и греческом панцире, со щитом-пельтой и без горита...»(из сопроводительной справки к экспонату).





Золотая накладка на горит (футляр для лука и стрел), золотая накладка на ножны, рукоять меча.

Приднепровье, Чертомлыкский курган. Поступили в Эрмитаж в 1863 году.

Процитирую интересную сопроводительную справку к этим трем экспонатам:
«Набор воинского снаряжения – меч с золотой рукоятью, золотые накладки на горит и ножны меча – был найден в Чертомлыкском кургане в одной из ниш погребальной камеры скифского «царя». Этот необычный набор примечателен тем, что все предметы, его составляющие, были, скорее всего, дипломатическими дарами одному из скифских владык. Но если меч – характерное древнеперсидское изделие V века до н.э., то горит и ножны были изготовлены в греческой ювелирной мастерской во второй половине IV века до н.э.
Судьба меча, должно быть, была весьма необычной. Существует версия, согласно которой этот меч, захваченный в качестве трофея в Персии, стал подарком Александра Македонского скифскому царю, поскольку из античных источников известно об обмене посольствами зимой 329/28 г. до н.э. (во время пребывания Александра в Средней Азии) между македонянами и европейскими скифами.
Накладка на горит украшена несколькими декоративными фризами, наибольший интерес из которых вызывают два центральных, заполненных рядом последовательных сцен, связанных одной сюжетной линией. До сих пор наиболее распространенным вариантом прочтения этих сцен является версия о воспроизведении здесь эпизодов из жизни греческого героя Ахилла – от его детства и до смерти, – в том числе и представленных на картине греческого художника Полигнота, посвященной истории обнаружения Одиссеем и Диомедом Ахилла – главного героя Троянской войны, скрытого его матерью богиней Фетидой на острове Скирос среди дочерей царя Ликомеда.
На ножнах размещены сцены сражения греков с варварами, воспроизводящие или эпические сюжеты Троянской войны, или реальные эпизоды персидского похода Александра Македонского. Существует даже версия, согласно которой один из греческих (или македонских) воинов – сам Александр. Изготовлены эти драгоценные накладки, вероятно, в Боспорском царстве, и в 40-х годах IV века до н.э. стали подарком боспорского правителя Перисада скифскому вождю, позднее погребенному в Чертомлыкском кургане.»







22 фотографии с выставки в виде слайд-шоу:


Татьяна Шеломова.13 декабря 2009 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail