Сегодня:
     
 

О Владычной палате в Великом Новгороде

 Фотоальбом "Новгород. Владычная палата"  
     
 

Владычная, она же Грановитая, палата Великого Новгорода была построена во второй четверти 15-го века немецкими мастерами по заказу новгородского архиепископа Евфимия Второго.
О владыке Евфимии я упоминала в своих записках о Новгороде, когда рассказывала о Вяжищском монастыре. Он возглавлял новгородскую епархию с 1429 по 1458 гг. и был значительным политическим деятелем своего времени, стремившимся возродить былое величие Новгорода, потускневшее к тому времени, как он занял владычную кафедру. Одним из направлений его энергичной деятельности по укреплению Новгородской республики и ее традиций, было строительство в Новгородской земле храмов и других сооружений. По заказу Владыки было построено несколько десятков различных каменных зданий. Качество строений не всегда было хорошим и надежным, некоторые сооружения рассыпАлись, едва строители снимали леса, но Евфимий упорно продолжал строить, вопреки всем неудачам. Одним из его многочисленных строительных проектов была постройка Владычного двора в Детинце. Именно тогда и было сооружено здание, называемое сейчас Владычной палатой.
В последующие столетия Владычный двор перестраивался, и от евфимьевсих построек здесь мало что сохранилось. Владычной палате тоже досталось от всесильного времени, но она все же до нас дошла. Новгородский музей-заповедник провел в ней с 2005 по 2012 год реставрационные работы. Я увидела ее уже обновленной. Реставраторы восстановили интерьеры, расчистили подвальные помещения, открыли их для осмотра. Работы по фасаду были завершены в сентябре 2009 года. Фасад палаты сделали комбинированным. Частичное раскрытие кирпичной кладки стен демонстрирует готическое происхождение здания. Однако, у меня возник вопрос, не сделает ли это стены уязвимыми, не начнут ли они быстро разрушаться без защитного слоя штукатурки?
Сейчас здание и изнутри и снаружи выглядит ухоженным, может быть слишком. Но думаю, постепенно  этот "недостаток" устранится сам собою.
О своем впечатлении просто скажу, что получила от посещения музея большое удовольствие, особенно, конечно, от осмотра музейных экспозиций на втором этаже. Мне очень понравилось, как организовано выставочное пространство, как демонстрируются экспонаты, как организована их подсветка. Я вышла оттуда под большим впечатлением.
Снимки, которые я сделала, ожидали полгода, пока я соберусь их показать.
Но все же, вот они. Желающие могут посмотреть. Хотя, конечно, многие экспонаты хорошо известны, и их фотографии широко растиражированы.

Начну с внешнего вида здания.






А это макет-реконструкция палаты архиепископа Евфимия Второго, представленный в экспозиции на 1-ом этаже.
Сделан в 2012 году. Автор Д.Е. Яковлев




Фрагмент интерьера 1-го этажа.


Подсвечники к водосвятной чаше. Из Софийского собора. 1669 г.


Евангелие из Софийского собора. 1681 г.






Крест напрестольный из Софийского собора. 1702 г.




Ларец архиепископа Евфимия Второго (середина 15-го века) и ковш патриарха Никона (середина 17-го).




Панагия патриарха Никона. Троица. Середина 17-го века. Из Софийского собора.




Вислые печати новгородских владык. Разновременные.


Прикладная печать новгородского митрополита Корнилия. Конец 17-го века.


Фелонь (ри?за — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов). По преданию принадлежала архиепископу Моисею. 15-16 вв.


Богоматерь Знамение, с избранными святыми и изображением Новгородского кремля.
Конец 17 в. - начало 18 в., 19 в. Из церкви Михаила Архангела на Торгу.




Богоматерь Владимирская с избранными святыми. 17 век.


Собор новгородских святых. Конец 19-го начало 20-го века.


Лестница, ведущая в подвальное помещение.


Это подвалы. Сейчас в них пусто, их оживляет только декоративная подсветка.






Есть и такой аттракцион: через стеклянный пол можно увидеть старинную кладку.




На 2-ом этаже фрагменты фресковой росписи.








Интерьер палаты на 2-ом этаже.






Костяной византийский ларец 11 века с накладками 17 века западноевропейского происхождения. Из Софийского собора.


Оклад иконы Знамение, изготовленный мастером Калиной Рябковым в 1854 году.


По краям миниатюрные вставки 12 века в технике перегородчатой эмали.


Византийская камея 11 века.


Наперсные кресты и икона. Кресты 16 века, икона 14-го.




Кратиры 11-12 веков из Софийского собора. Подробно о них https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80










Воздвизальные кресты 12-13 веков из Софийского собора. (Воздвизальный - это деревянный крест, употребляемый при священнодействии на всенощной праздника Воздвижения.)




Оклады евангелий изготовлены в 13 веке в Лиможе. Поступили в музей из Антониевого монастыря.




Ларец-реликварий 12-13 вв. западноевропейского происхождения. Из Софийского собора.


Панагиар.
Изготовлен в Новгороде в 1435 году мастером Иваном по заказу архиепископа Евфимия Второго.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%ED%E0%E3%E8%E0%F0)




Реликварий 15 века из Западной Европы.




Деревянный выносной крест 11 века происходит из Византии. Накладки на нем древнерусские 17-го века.
В музей поступил из церкви Происхождения честных древ Креста Господня села Орелье Новгородского уезда.




Иерусалим (Сион малый). 1-я половина 11-го века. Византия. Поступил в музей из Софийского собора.
(http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/detinec/faceted-chamber/small-sion/).


Иерусалим (Сион Большой). Изготовлен в Новгороде в 1-ой четверти 12 века. Находился в ризнице Софийского собора.
(http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/detinec/faceted-chamber/big-sion/)








Экспозиция продолжается в следующем помещении, кажется оно называется Малой Крестовой палатой. Возможно, я ошибаюсь.


Митры. Слева из Георгиевского собора Юрьева монастыря (1663 г.), справа из Хутынского монастыря (1643 г.).


Митра из Антониева монастыря. Изготовлена в 17 веке в Новгороде.




Водосвятная чаша. Изготовлена в Новгороде в 1593 г.
(http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/detinec/faceted-chamber/bowl/)






Св. Николай. 17 в.


Св. митрополит Алексий. 17 в.


Евангелие из Софийского собора 1677 года. Оклад, Распятие, Евангелисты 1654 г.




Посохи архиерейские. Правый принадлежал митрополиту Пимену. 16 век.




Рипиды из Софийского собора. 1662 г. (рипида - веер, небольшое опахало) — принадлежность богослужения в православной церкви)


Фотоальбом полностью:

Новгород. Владычные палаты. Сентябрь 2014

А еще я сделала на основе своих снимков слайдшоу. Но это уже для самых терпеливых.
И кстати. Если вы уже решитесь его смотреть, то лучше всего это делать в максимальном качестве и на весь экран. Спасибо за ваше внимание!





Татьяна Шеломова. 3 апреля 2015 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail