Сегодня:
     
 

Читая Веру Инбер

Фотоальбом: "Как я была маленькая. Страницы из книги Веры Инбер"  
     
 

Меняемся ли мы в своей сути? Наверное, нет.
То, на что мы позже с готовностью откликнемся уже заложено в нас от рождения. Это данность, которая  рождается и умирает вместе с нами.
Какую-то книжку мы зачитываем до потертости обложки и страниц. А на другой не можем сосредоточиться, даже если наши авторитеты, да и мы сами себе говорим: надо! Но нет. Внутри бунт.

Во 2-м классе "за отличную учебу и примерное поведение" я получила от школы в подарок автобиографическую повесть Веры Инбер "Как я была маленькая". Это даже и не повесть, а скорее сборник рассказов о ее детстве. Книжка мне полюбилась, и я ее постоянно перечитывала.
Объяснить почему полюбилась сложно. И все же почему полюбилась? Может быть, потому что она написана женщиной для маленьких женщин. Все остальные мои детские книжки были написаны мужчинами и для детей вообще, а "Как я была маленькой" - для девочек. Язык простой, но образный. Рассказ ведется от первого лица, она как бы обращается к тебе, ты становишься свидетелем ее жизни.
Все очень просто, даже обыденно, никаких приключений, но близко, понятно и интересно наблюдать  жизнь такой же девочки как ты, казалось бы похожую, но чем-то другую .
Было уютно в том добром мире, в той семейной атмосфере. Мне хотелось подольше там задержаться.
Странно, но я почему-то никогда не искала других произведений этой писательницы.















И вот недавно наткнулась среди тёткиных книг на сборник  Веры Инбер (1950) и захотелось примерить ее на себя теперешнюю.
Полистала, вдохнула запах. Очень люблю эти запахи старых книг. Книга оказалась с китайской наклейкой. Значит было в ней что-то, за что тётя Надя привезла ее за тридевять земель. Посмотрела содержание: половина стихов, половина прозы. Среди прозы - ленинградские блокадные дневники, явно читанные, может быть не раз. Вот оно что! Блокада.
Стихи мне показались так себе, и видимо, не только мне. До меня на поэтических страницах книгу, похоже, не раскрывали вовсе.
Прозу я начала читать с короткой повести "Место под солнцем" (1928). Просто, живо, образно, в унисон с моим теперешнем настроением. Захватили не события, которые переживала автор, хотя и их я увидела по-другому, но в основном мне было интересно, как Вера Михайловна о них рассказывала, и как она на них смотрела. Место действия - Одесса после исхода белых. Обстановка, люди. Обо всем человечно. Никакой идеологии. В стиле повествования ни намека, что автор захочет в дальнейшем стать членом ВКП(б).
После повести я перешла к блокадным дневникам "Почти три года". Лаконичные, сухие записи о быте, обстрелах, смертях произвели впечатление. Странно, но у меня только с этих страниц стало пробиваться некоторое подобие понимания, какая же была обстановка в блокаду. Предполагаю, что для публикации Инбер "подсушила", а возможно и сократила свои записи. Может быть, на самом деле они были более подробны и эмоциональны? Или нет? Или на эмоции не было сил?..
Потом, после дневников, я прочла "Пулковский меридиан". Блокадная поэма. Собственно, сам по себе факт ее написания, независимо от ее художественного достоинства, достоин глубокого уважения. Кстати, за блокадные дневники и поэму она получила Сталинскую премию 2-й степени.
Затем я попробовала читать очерки. Ну, нет! Это уже не смогла.
Сейчас Вера Инбер практически забыта. В некоторых электронных сетевых библиотеках попадаются ее стихи, но не проза.
Не знаю, читает ли сейчас кто-нибудь вообще таких советских авторов, как Инбер? А я вот снова нашла что-то. Женственность быть может?


Татьяна Шеломова. 21 октября 2014 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail