Сегодня:
     
 

Старые финские пароходики. Май 2011

 
     
 

Весь День рождения города прошел мимо меня. Выкроить удалось только пару часов, чтобы посмотреть на финские старые пароходики у Петропавловки. Мы доехали до Стрелки, а оттуда пешком прошли к крепости и прогулялись вдоль пляжа.
На "Международный Фестиваль – парад исторических пароходов" пришло около полутора десятка финских судов. В прошлом работяги, теперь они ушли на заслуженный отдых и используются новыми хозяевами для прогулок по озерам и отдыха на воде - "плавучая дача". 
Они стояли на рейде у пляжа, далековато для подробного осмотра. Выглядили все неплохо, аккуратненькие и ухоженные, как и всё у финнов. Жаль, что не видела их парада.

Общий вид на "флотилию" от нашей исходной точки осмотра, со Стрелки.





А дальше - от Петропавловки.

Примечание:
Краткие сведения о судах взяты с официального сайта городской администрации С-Петербурга.




"Ансио" («Выручка, Богатство») было построено в 1889 в городе Тампере. До 1917 г. служило буксирным и пассажирским судном на озерах Пихаярви и Нясиярви. Его услугами пользовались мелкие лесопилки, рабочие этих лесопилок очень любили и оберегали этот корабль, потому как добирались на нем до своих родных деревень после сезонной работы, а в дни ярмарок оно доставляло покупателей и торговцев в Тампере, так же помогая местным жителям в летние воскресные дни добираться до церкви по водной глади озёр. В то время оно называлось Руйя, Каролус, Салми и Котвио, оно было полностью пассажирским судном. Буксиром оно стало лишь в 1917. Ансио служило буксиром до 1960, тогда его хозяин решил, что современные дизельные суда выгоднее старого парового, и продал его любителю – реконструктору. К 1980 г. оно было уже в очень плохом состоянии. The steam-cracked two of usк упили его в 1990 г - это была любовь с первого взгляда. Его неповторимая красота, стиль ушедших времен были бережно восстановлены. Ансио было спасено и переведено на самое большое озеро Финляндии Саимаа, в порт города Лаппеенранта.



"Оберон" названо в честь одноимённой оперы Веберa. До 1970 года Оберон было судном – буксиром, оно перевозило лес из Ёэнсуу до Варкауса. Выйдя на пенсию Оберон стало прогулочным судном, и как и его братья и сёстры стало радовать своих гостей замечательными водными прогулками.











Паровой катер "Лалли".



"Венно" был построен в 1907 году. Это был первый стальной грузовой пароход на озере Сайма.
Такими судами возили дрова из Финляндии в Санкт-Петербург 100 лет назад. Сначала «Венно» работал на маленькую компанию в городе Пуумана, затем был перекуплен Энсо Гуцейтом. В 1972 году пароход был перекуплен комунной Пуумана.





"Ахти" был построен в 1892 и получил название Фискарс, по имени компании, которая заказала его постройку. Судно  участвовало во Второй Мировой и служило на финском заливе буксиром.
После войны его так же переправили на озеро Саимаа, где он уже был буксиром при различных лесообрабатывающих предприятиях. Тогда же этот быстроходный буксир был переименован в Ахти, что значит «Темп». Долго Ахти продолжал службу в лесообрабатывающей индустрии, его последний рабочий сезон закончился в 1971, и Ахти вышел на пенсию став последним паровым судном – буксиром в индустриальной среде финских озер.





Портовый ледокол "Турсо" был построен в Хельсинки в 1944 г. Самые активные годы своей корабельной жизни, "Турсо" был ледоколом на Неве в Ленинграде. По стечению обстоятельств в 2004 г. он был найден и возвращен в Финляндию. Реставрационные работы, начатые в 2005 г. продолжаются и по сей день. Турсо – единственный пароход-ледокол.





"Антеро" принадлежал "Железным дорогам Финляндии" и перевозил дрова для паровозов.
Антеро хранил дрова для локомотивов зимой, а летом перевозил их на те станции, откуда топливо далее развозилось железной дорогой по Финляндии. Когда на смену старым локомотивам пришли новые, огромные дизельные и электрические гиганты, Антеро стал не нужен и был продан маленькой лесопилке, которая перевозила лесоматериалы по озеру Саимаа. Там он с старательно служил ещё 10 лет. В 1972 братья Ари и Ятта Юва купили Антеро, и с тех пор прогуливаются на нем по финским озерам.



"Хурма" был построен в Выборге (Виипури) в 1902 в ателье, которое в то время называлось "Société Anonyme des Ateliers, Fonderiers & Chantiers Navals de Wiborg " - «Сообщество Ателье, Литейных мастерских и Судостроительных верфей Выборга».
В 1935 Хурму почти полностью перестроили – после этого его стали называть буксиром – ледоколом. Действительно, судоходный сезон Хурма начинал, когда на озере еще лежали льды. Хурма оставался буксиром до 1974 г. Для экономии его паровой двигатель даже заменили на новый, и он стал ходить на нефти. С 1974 г. Хурма не работает, отдыхает и на досуге служит прогулочным судном.





"Пухоис" (а до того Сампо, Пуристая) был построен в 1925 в Таинонкоски (Иматра). Это первое судно, спроектировано и выстроено с целью перевозки бревен. Комфортабельное - каждая кабина в нем отапливается, и на борту имеется  сауна, которую топят дровами.
Это особенно замечательно, так как в мире, пожалуй, осталось максимум 2 судна с полностью деревянным корпусом. Каждую весну, очищая Пухоис ото льда, его просмаливают, каждые 7 лет заменяют на нем прохудившиеся доски, тщательно ремонтируют, восстанавливают деревянные элементы. И сегодня это прогулочное судно.





Саимаа было построено в Турку в 1893 г. как патрульное судно лоцманского округа озера Саимаа. Этот пароход был приписан к Лаппенранте и в основном курсировал по озеру Саимаа, но на его веку были и вылазки в Финский залив. В частности, он сопровождал членов русской императорской фамилии из Санкт-Петербурга к рыболовным местам в Лангинкоски. Саимаа была переведена на Финский залив окончательно уже после Второй Мировой Войны – ветеран войны, она была повреждена бомбой, следы повреждения по-прежнему можно наблюдать в салоне корабля. После войны Саимаа служила десантным кораблем, а затем стала платформой для гидрографических наблюдений. Саимаа сохранила свой первоначальный вид практически нетронутым. Лишь корпус из черного был перекрашен в белый.



Татьяна Шеломова. 30 мая 2011 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail