Сегодня:
     
 

Поездка в Тихвинский монастырь: ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

 Фотоальбом "Поездка в Тихвинский монастырь"  
     
 

Немного из истории иконы

Посмотреть на икону>>

Тихвинская икона Божьей Матери – одна из самых почитаемых в Русской Православной Церкви святынь. Она появилась или по церковному явилась или была обретена на берегу реки Тихвинки в Предтеченском погосте Обонежской пятины Новгорода в 1383 году.

Начало ее почитания, как чудотворной, связано с народным устным преданием о ее чудесном шествии по воздуху и явлении народу. С тех пор слава об иконе росла; умножались благодеяния людям, больным и несчастным, подаваемые через нее Богородицей. С иконы делались списки и распространялись по Руси. И уже списки прославлялись как чудотворные. В честь нее воздвигались храмы и монастыри. А предание о ней пополнялось новыми чудесами и подробностями.

Тихвинская святыня обретает государственное значение и становится особо чтимой в царском доме особенно после того, как в декабре 1526 г. великий князь Василий Иванович обращается к ней с молитвой «о здравии и о спасении, чтоб ему государь Бог даровал плод чрева». После его моления у него родился долгожданный наследник будущий царь Иван Грозный, который в свою очередь высоко чтил Тихвинскую икону и обращался к ней накануне венчания на царство и женитьбы, а также, собираясь в поход на Казань.

Слава и значение святыни еще больше возросли после того, как с ее помощью в 1613 году Тихвинский Успенский монастырь выдержал осаду оккупировавших Новгород и его окрестности шведов. Защитники полностью относили победу над врагом на ее чудесную силу и заступничество.

17 февраля 1617 г. в деревне Столбове перед списком с Тихвинской иконы из московского Успенского собора был заключен мир между Россией и Швецией.

Происхождение иконы окутано тайной, которую не удалось разрешить.

Первые записи устных преданий о чудесном явлении иконы были сделаны только в конце XV в., т.е. спустя более, чем столетие после ее появления.

Существуют разные церковные версии происхождения иконы.

По первой – она считалась написанной евангелистом Лукой с самой Богоматери и отождествлялась с иконой, находившейся некогда во Влахернской церкви Константинополя и почитавшейся в Византии в течение тысячелетия, как чудотворная святыня исключительной значимости.

По другому преданию ее происхождение возводилось к известной в Византии и Риме чудотворной иконе, называемой Лиддской, а также Римской.

Эта икона была списана в VIII веке неким иконописцем по просьбе блаженного Германа, ставшего впоследствии патриархом Константинопольским, с образа Богоматери самопроявившегося на одном из церковных каменных столпов в храме в городе Лидде в Палестине. Храм этот был построен в честь Богородицы проповедовавшими там апостолами Петром и Иоанном. Затем и храм, и образ были благословлены самой Божьей Матерью.

Версии противоречат одна другой. Сейчас на церковных сайтах публикуется только - 1-ая.

Мне кажется, подобные поиски происхождения иконы в XV-XVII веках имели мало общего с верой, с чудесными свойствами иконы и тем более не имели никакого отношения к исторической истине. Думаю, это была политика чистой воды, попытка захватить лидерство в христианском мире и подхватить эстафетную палочку величия, оброненную Византией.

В конце XVII начале XVIII вв. святой Димитрий, митрополит Ростовский, создает на основе сводного текста предания о Тихвинской иконе новую, сокращенную редакцию и включает ее в свое многотомное издание «Житий святых». Между прочим, этот просвещенный святой муж остался в убеждении относительно отсутствия в изученных им источниках достоверных известий о происхождении иконы, «Откуду же та чудотворная икона недоведомым воздушным путем на Тихвин принесеся, несть совершеннаго известия».

Из Жития святых по Димитрию Ростовскому: Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой Тихвинской 

Изображение и символика иконы
.

Фотографировать в храме я не посмела, поэтому предлагаю взглянуть на эту фотографию по ссылке.

Лучшего варианта я не нашла.

По иконописному канону образ Тихвинской Богоматери относится к Одигитрии, что значит Путеводительница. Так была прозвана икона, находившаяся во Влахернской церкви Константинополя, в воспоминание о прозрении перед ней двух слепцов, чудесно приведенных к ней Девой Марией. Такой тип иконы стал распространяться на Руси, как раз в период явления Тихвинской иконы. Я не буду углубляться в каноны иконописи, я в них совсем несильна, а просто перескажу, что нам говорила экскурсовод, когда рассказывала о символике Тихвинской иконы.

«Образ Божьей Матери – образ всей Православной церкви. Божья матерь указывает правой рукой на Иисуса Христа – это указание на путь спасения – вера в Иисуса Христа. На левой руке младенец Иисус, который правой рукой благословляет Богоматерь. Его пальцы сложены в двоеперстие – подтверждение, что изображение было сделано до реформы Никона. В левой руке младенец держит свиток – это символ его учения. Скрещенные ножки и развернутая к молящемуся пяточка – отличительная особенность Тихвинской иконы Божьей Матери.» Вразумительного объяснения, что символизирует пяточка, я не услышала.

Из оклада выступают только потемневшие от времени скорбный лик Богоматери и голова Младенца, их руки и ножки Христа. Оклад иконы сделан на средства тихвинских купцов, просивших настоятеля о заступничестве перед Петром I в своих нуждах.

Икона размещена на юго-западном столпе собора. Эта традиция восходит к византийской иконе Одигитрия, которая во Влахернской церкви размещалась аналогично.

К иконе все время стоит очередь. Каждый держит несколько свечей, большинство 50-и рублевых. Люди поднимаются по ступеням к иконе, стоят перед ней около полуминуты, прикладываются к стеклу, которым она закрыта и идут ставить свои свечи. Внешне, это весь ритуал. Но что происходит внутри каждого? Обязательно должно происходить. Иначе, зачем они здесь?

Добавлю в конце рассказа, что День Памяти Тихвинской иконы Божьей Матери празднуется 9 июля (26 июня по старому стилю), который считается днем ее явления. (Кстати, в один день с Лиддской иконой.)

Подробный рассказ об иконе и монастыре в церковном духе http://www.blagoslovenie.ru/client/New/169.htm

Жития святых по Димитрию Ростовскому:
Сайт Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря http://www.tbumm.org/index.html

Православный календарь на 2008 год  http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2989&2523.htm 

Начало:
ДОРОГА
ДОМ-МУЗЕЙ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Продолжение :
МОНАСТЫРЬ

Татьяна Шеломова. 22 мая 2008 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail