Сегодня:
     
 

Поездка в Тихвинский монастырь: МОНАСТЫРЬ

 Фотоальбом "Поездка в Тихвинский монастырь"  
     
 

Идем в монастырь 

Чтобы пройти на центральную монастырскую площадь к Успенскому собору, нужно миновать трое ворот: Парадные врата, Введенские (передние) врата, над которыми сооружена часовня «Крылечко» и 3-и врата – Святые.

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Напротив Парадных ворот нет пешеходного перехода через магистраль, а стоянка туристических автобусов находится на противоположной стороне улицы. И толпы приезжих, пытаясь восстановить здравый смысл, переступают через дорожный парапет и устремляются к монастырю вне зоны перехода, иногда стихийно, перекрывая движение. И мы, как все - перебрались через невысокое ограждение - и вперед!  Мимо стадиона, где играли в футбол ребятишки, к часовне Крылечко.

О монастырском хоре

В часовне «Крылечко» нас встретил монах и пригласил на 10-и минутный концерт. Пять хористов из монастырского хора Светилен исполнили несколько произведений, а затем предложили приобрести диск с записями церковных песнопений и русских народных песен в исполнении их хора. 

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Собственно, покупка диска у меня была запланирована заранее , но вот так совершенно неожиданно послушать пение в часовне вживую было приятно, хотя, конечно, понятно, что это просто рекламный ход. 
Участники хора – профессионалы, все - выпускники Ростовской консерватории. Организатор и вдохновитель – настоятель монастыря, игумен Евфимий.
Замечу, что видимо, в силу своей женской сущности я предпочитаю именно мужское хоровое пение. А хорошая церковная акустика придаёт ему необыкновенную мощь. Мне очень понравилось. И чтобы послушать хор в полном составе в монастырском соборе я была бы готова еще раз преодолеть эту ужасную шестичасовую дорогу к монастырю и обратно. 

О часовне «Крылечко»

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь
 

Часовня построена по проекту архитектора Николая Бенуа вокруг фрески, написанной на фасаде воротной башни "Введенские ворота", в память о чудесном исцелении молодого жителя Тихвина Александра Боровского. А «крылечком» называется, потому что некогда к фреске вела открытая деревянная лестница-крыльцо, чтобы богомольцы могли молиться перед ней и при желании приложиться. Фреска написана с Тихвинской иконы в память чудесного избавления обители и страны от шведов в 1614г.  
Фреска считается чудотворной.

А теперь очень, очень коротко о главном: об  Успенском соборе, о Тихвинском монастыре и их истории 

Тихвинский монастырь обязан своим существованием чудотворной иконе и выгодному расположению на перекрестке торговых путей.
Как говорится в церковном предании, первоначально икона явилась на Предтеченском погосте на правом берегу реки Тихвинки. «Множество народа, из города Тихвина и окрестных селений, привлекаемого великим тем чудом, стеклось к месту явления; вместе с ними пришли также и священники с крестами и иконами… Когда они так усердно молились и проливали многие слезы, святая икона спустилась с неба на их руки и с благоговением и радостью была принята ими. Усердно облобызав икону и сотворивши пред нею многие моления, жители окрестных селений тут же начали рубить деревья для часовни.» Сложив три венца, они разошлись по домам, оставив стражей, охранять икону и сруб. Те уснули, а икона чудесным образом вместе со срубом перенеслась за две версты на левый берег реки. Там и была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Деревянная церковь трижды горела, но икона каждый раз выходила невредимой из огня.
В 1507 г. по указу царя Василия III  на месте старой деревянной была заложена каменная Успенская церковь. В 1515 году ее строительство было закончено. Им руководили Дмитрий Сырков и мастер Фрязин. В эти годы чудотворная икона получает наименование Тихвинской.

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Монастырь  основан позднее, в 1560 году по указу и жалованной грамоте царя Ивана IV Васильевича (Грозного). С 1560 по 1580 годы идет его сооружение. Им руководит сын строителя Успенского храма Ф.Д. Сырков. Собор строили отцы, а монастырь- сыновья. Первоначально монастырь строится деревянным. И только к 1767 году завершается сооружение полного каменного варианта. 
Это очень вкратце.

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Деревянные кресты на куполах Успенского собора

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь
 

Традиция устанавливать на Успенском соборе деревянный крест восходит к преданию, в котором рассказывается, как пономарю, посланному созывать народ на освящение вновь построенного храма, было видение в котором Богоматерь высказала ему свою волю: «Иди к церкви моей и скажи священникам и всему народу, чтобы не ставили на ней железного креста, который они хотят поставить; пусть вместо него они поставят деревянный: такова моя воля.» 
Деревянный крест – символ жертвенности, поскольку на деревянном кресте был распят Иисус Христос. С той поры на куполах Успенского собора устанавливаются только деревянные кресты. Только в последние века их стали обкладывать металлическими пластинками, чтобы дерево дольше сохранилось. Когда в 2004 году проводились реставрационные работы, кресты сняли, металлическое покрытие вскрыли. Деревянного креста там уже не было – дерево превратилось в труху. Найденная там металлическая табличка указывала, что последний раз крест переустанавливали в начале XIX века. 

Монастырское кладбище

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Монастырское кладбище, расположенное вокруг собора, в 1930-х годах полностью уничтожили . Там, кроме иноков и настоятелей монастыря, были похоронены принц Иоанн Антонович Ульрих, князь Иван Иванович Шуйский, князь Симеон Прозоровский, русский историк Я.И. Бередников, исследователь старины И.П. Мордвинов, отец композитора Н.А. Римского-Корсакова. Сейчас рядом с собором установлены уцелевшие надгробные камни.

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Памятная плита, напоминающая о том, что на монастырском кладбище был захоронен отец Н.А. Римского-Корсакова.

Монастырская звонница

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Трехъярусная пятипролетная звонница относится к значительнейшим сооружениям русской архитектуры XVI века. Возведение завершено в 1600 году. Ее сооружение связано с именами царя Федора Иоановича и Бориса Годунова. Она повторила композицию Новгородской Софийской звонницы. В 1623 году в результате взрыва, хранившегося в ней пороха, очень пострадала и была восстановлена в 1623–1631гг. ладожским каменщиком Василием Ладожаниным и каменщиками, присланными Дмитрием Пожарским. Затем неоднократно перестраивалась и утратила свой первоначальный вид. В 1973 году ей вернули облик XVI века.

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

Разумеется я не упустила возможности на нее забраться и посмотреть на монастырскую площадь и на монастырские стены с высоты.

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

В звоннице представлена реконструкция старой монашеской кельи.

Альбом: Поездка в Тихвинский монастырь

На этом я, пожалуй, закончу мои "впечатления". Они, конечно, не исчерпаны. Но когда-то нужно остановиться

Те, кому интересно, могут посмотреть фотоальбом целиком.

Поездка в Тихвинский монастырь

Начало:
ДОРОГА
ДОМ-МУЗЕЙ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Татьяна Шеломова. 24 мая 2008 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail