Сегодня:
     
 

Мои поездки : В Витославлицах. Церкви и часовни (часть 2)

 Фотоальбом "Витославлицы. 27 июня 2013 года"  
     
 

Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района.
Дата ее постройки 1531 год была установлена с помощью дендрохронологического метода. Это самая древняя постройка в музее.
В Витославлицы  её перевезли  в 1967 году, а сборка и реставрация были закончены в конце июня 1971 г.
Церковь установили в западной части музея, между Мстинским и северо-восточным секторами. По замыслу устроителей музея она должна являться вместе со стоящими рядом с ней церквями центром всего музея, образуя Погост.
Рождественская церковь была монастырской. Во время польско-литовского вторжения монастырь был разорен, а Рождественская церковь, видимо, значительно пострадала.
Существует легенда, что отряд Литовских солдат ворвался в церковь и занялся ее осквернением. Чудотворная икона Божией Матери их ослепила. В ужасе, не видя выхода, они изрубили друг друга.
Не смотря на легенду, известно, что монастырь подвергся разрушениям, запустению в начале XVII в. и долго не мог оправиться. Лишь в самом конце века,  в монастырской описи за 1699 год церковь Рождества Богородицы значилась перебранною.
Когда монастырь был закрыт, точно не известно. Возможно, при Екатерине II, возможно,  уже в XVII в. После упразднения монастыря церковь стала приходской.
В ходе реставрации, проведенной в Витославлицах памятнику был возвращен облик 1531 г., но в то же время были сохранены некоторые элементы, появившихся в 1699 г., и часть деталей первой половины XIX в., которые по мнению реставраторов обогащали общую композицию храма и хорошо вписывались в понятие "народное зодчество".
"Это кресчатая в плане, трехалтарная постройка, стоящая на высоком подклете и увенчанная высоким венчатым шатром. Два других шатрика по бокам, венчавшие малые восьмерики на четвериках, появились в самом конце XVII в. С пяти сторон - северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной церковь опоясывает открытая наружу галерея, покоящаяся на кронштейнах-помочах, выпущенных бревнах из основного сруба. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а спрямлены. На западе перед галереей устроено крыльцо. Ветви срубного креста перекрыты двухскатными крышами, боковые алтари и галерея - односкатными. Если по внешним контурам церкви очертить круг, то вся она вписывается в него очень точно." (из записок Леонида Егоровича Красноречьева)
В древности на галереях-гульбищах собирался народ в ожидании церковной служ­бы.
Центральный шатер, купола и шейки главок покрыты осиновым лемехом.
Иконостас, находившийся в церкви к моменту переезда ее а Витославлицы, был сооружен в первой половине XIX в. Он был в очень плохом состоянии. Почти все иконы были похищены. От иконостаса 1699 год уцелели три обрубка расписных тябел и опись входивших в него икон. А сведений об иконостасе XVI в. нет совсем.











С галереи Рождественской церкви открываются красивые виды на озеро Мячино и "Погост".


Вид на церковь Успения из деревни Никулино Любытинского района.


Так она выглядела в 1978 году.


Церковь Успения из деревни Никулино Любытинского района.
Две небольшие слившиеся деревни Старое и Новое Никулино, находятся на самой северной окраине Новгородской области. Ранее они были в составе Дрегельского района, а до того входили в Тихвинский уезд Новгородской губернии. Деревни расположены в 36-37 км от Бокситогорска, и в 60 км от Тихвина.
Там, где стояла церковь в древности находилось старославянское языческое, а затем православное кладбище.
Церковь 1599 г. стояла на месте более древней, может быть начала 16 в. или даже 14 в.
Старожилы сохранили в памяти предание, по которому во время польско-литовской интервенции настоятель церкви оказал литовским солдатам сопротивление и был убит. Оккупация этой новгородской территории происходила в начале 17 в.
Первые письменные известия о церкви были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в ее алтаре.
Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 г. Эта дата подтверждена дендрохронологическим анализом древесины.
Кресты были взяты экспедицией Русского музея в 1959 г.
Одна из надписей гласит: "Водружен бысть крест сии во Храм Успения пресвятёй Богородицы при державе Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси и при Митрополите Варлааме Великого Новгорода и Великих Лук лета 7107 (1599 г.) июня в 29 день на Рождество Иоанна Предтечи".
Церковь подвергалась переборке в 1826-1830 гг. и в 1906 г.
Успенскую церковь из Никулино  установили в Витославлицах недалеко от Рождественской церкви из села Передки. Вместе с ней и Никольской церковью из Высокого Острова здесь формировался композиционный центр Витославлиц, комплекс "Погост".
Работы по сборке и реставрации церкви  закончены в декабре 1977г.













Часовня Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района.
Дендрохронологический анализ древесины дал дату ее постройки - 1698г.
Часовня стояла не в самой деревне, а в полукилометре за юго-западной околицей, у дороги. Рядом с ней стояли могучие ели. В километре к западу протекала река Мста, с обрывистым левым берегом.
Часовня, каких очень много строилось в средней и северной России. Часовня, похожая на эту, стояла в маминой родной деревне.
Архитектурно-конструктивная схема такого сооружения простая, типовая, но у каждой была своя особенность. Гарьская часовня отличалась двумя галереями, устроенными по бокам основного сруба. Они маленькие, высотой чуть больше человеческого роста и узкие. Они могли служить как широкие скамьи с навесами. Главки не было. Крест заделывался в охлупень (бревно с жёлобом, венчающее крышу).
Место для часовни в Витославлицах выбрано на западной окраине территории.  Часовню поставили на некотором отдалении от жилой застройки северо-восточного сектора, примерно так же, как она стояла возле деревни Гарь.
Реставрационные работы закончены в июне 1972 года











Экспозиция "Часовенный праздник Петров день" (к 315-летию памятника).




Часовня из деревни Кашира Маловишерского района.
Часовня стояла на крутом и высоком коренном берегу речки Каширы. Речка протекает к востоку и северо-востоку от деревни с тем же названием и через 6-7км. впадает в Мсту со стороны ее правого берега.
Часовня располагалась в самой деревне, возвышаясь над крутым обрывом.
Документальных свидетельств о Каширской часовне в архивах не найдено. Все сведения получены благодаря натурным исследованиям и отчасти опросам местных жителей. Путем дендрохронологического анализа установили год ее постройки - 1745.
В часовне не было алтаря и престола - неотъемлемых элементов церкви. Иконостас стоял вплотную к восточной стене и занимал все пространство от стены до стены и от пола до потолка. От него ничего не уцелело.
Часовня служила "полухрамом". Здесь проводились богослужения во время престольных праздников или свадьба, отпевание по решению прихожан. Священник приглашался из приходской церкви.
Старожилы утверждали, что часовню в Каширу перевезли из  другой деревни, никто не вспомнил какой.
В военное время (в 1941 или 1942 годах) ее приспособили под клуб красноармейцы стоявшей неподалеку воинской части.
Как молитвенный дом, она давно прекратила свое существование. Когда отпала надобность в клубе, ее превратили в складское помещение.
Место для Каширской часовни выбрано в центре Витославлиц, среди уличной застройки, примерно так же, как было в Кашире. Природное окружение часовни на ее прежнем месте, до Каширы, не известно.
Реставрация, завершенная 27 сентября 1972 г. вернула часовне ее облик. Это одно из самых красивых сооружений в музее.






Церкви и часовни (часть 1)

Источник информации о постройках: Школа русского народного деревянного зодчества

Татьяна Шеломова. 27 сентября 2013 года.

 
   
 
 
 
 
 
  © 2004 -  . ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТАТЬЯНЫ ШЕЛОМОВОЙ
 
 
 
 
   
 
home e-mail